ПСИХОЛОГ И КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Номинация: « Психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса»
МОУ Юго-Камская средняя школа
Беляева Виктория Александровна,
педагог-психолог
Принятие концепции воспитательной системы Пермского края, последние нововведения в образовании, связанные с изменениями в старшей школе, попытки поднять статус классного руководителя, с одной стороны, ещё раз подтверждают главную роль учителя в школе, а, с другой стороны, заставляют более четко определить позицию психолога в школьном пространстве. На современном этапе наиболее привлекательной моделью деятельности психолога выступает модель психологического сопровождения учащихся, потому что она осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Педагог (классный руководитель) становится соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого подростка и основным её реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и воспитания на конкретных учеников.
Вместе с тем, следует заметить, что изменения в работе классных руководителей происходят медленно, что объясняется целым рядом причин: «старением» педагогического коллектива и, как следствие, некоторым консерватизмом в воспитательной деятельности; трудностями в принятии новых технологий и технических средств; предпочтением популярной педагогической литературы в ущерб серьезной психологической, недостаточным пониманием значимости психологических знаний и т.д. В разрешении противоречия между социальным заказом общества на компетентную личность и старыми педагогическими, не всегда эффективными, средствами воздействия на неё видится нам актуальность заявленной проблемы. Личностно-ориентированное воспитание становится не мифом, если в его организацию вмешивается психолог.
Поэтому цель профессиональной деятельности педагога-психолога — оказать психологическую поддержку и помощь классным руководителям II ступени обучения в условиях их взаимодействия с конкретным классным коллективом.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Способствовать обновлению воспитательной системы педколлектива на основной ступени в условиях модернизации образования.
Расширить технологический инструментарий классных руководителей посредством более активного использования психологических форм работы с конкретными подростками и с классным коллективом.
Формировать образ успешного классного руководителя как главной фигуры в воспитательном процессе школы.
Содержание совместной деятельности педагога-психолога и классных руководителей в 2006-2007 учебном году выстраивалось в соответствии со следующими теоретическими положениями:
согласно Концепции воспитательной системы Пермского края воспитательное пространство школы и каждого отдельно взятого классного коллектива должно быть наполнено событиями, имеющими целевую направленность и представляющими ценность для учащихся. События (дела, мероприятия, встречи) должны быть выстроены логично, последовательно, в соответствии с временными промежутками, а также связаны с определенной диагностикой учащихся и теми задачами, которые решает класс (параллель, школа в целом);
в современных условиях внутренней оптимизации школы (укрупнение классов, «мягкая» профилизация в 9-х классах) идеи великого педагога А.С. Макаренко о влиянии коллектива на личность приобретают новое звучание. Класс как коллектив с общими целями и хорошими межличностными отношениями становится средством становления личности. И хотя каждый класс развивается уникально, есть некоторые закономерности, которые влияют на ход его развития и задают его направление:
Таблица 1.
Временной период |
Основные задачи |
Тип взаимодействия кл. руководителя с классом |
1. Адаптационный (первый месяц учебного года) |
1. Формирование класса как команды. 2. Диагностика творческого и ролевого потенциала класса. 3. Создание условий для планирования уч-ся стратегии деятельности класса на учебный год. |
единоличное управление педагога
|
2. Основной (со второго месяца учебного года до конца 3-й четверти). |
1. Изменение режима взаимодействия подростков(межгрупповое, межшкольное, межрайонное). 2. Поиск нестандартных, оригинальных форм работы. 3. Работа с внутригрупповыми конфликтами. |
соуправление с переходом к самоуправлению |
3. Заключительный период (4-я четверть). |
1. Рефлексия полученного опыта. 2. Продумывание стратегических планов на следующий учебный год. |
самоуправление |
воспитательные мероприятия и занятия психологического характера, предлагаемые классным руководителям, должны соответствовать основным методам и технологиям личностно-ориентированного подхода в воспитании: диалоговым, игровым, рефлексивным, диагностическим, методу создания ситуации выбора и успеха. Именно эти методы педагогической деятельности соотносятся с возрастными особенностями подростков и отвечают их потребностям.
На практике материал для классных руководителей, подобранный психологом, был сгруппирован в два блока «Работа с коллективом» и «Работа с личностью». Первый блок составили разработки тренинговых занятий, психологических игр и практикумов из психологических источников, которые не всегда бывают доступны классным руководителям. Они были соотнесены с основными периодами развития коллектива и с решаемыми в эти периоды задачами. Это же касается и тем родительских собраний, техническая сторона которых претерпела некоторые изменения — стали более разнообразными формы проведения собраний: устный журнал, родительский клуб, круглый стол-дискуссия, игра-викторина, вечер вопросов и ответов. Содержание второго блока — это своего рода «подсказки» классному руководителю на каждый день в виде алгоритма (шагов) в трудных ситуациях, возникающих с конкретными подростками. Темами «подсказок» выступают проблемы эмоциональной сферы личности, наиболее уязвимой в подростковом возрасте (например, экспресс-техники снятия ситуативной агрессии, гонение на изгоев, переживание психотравмирующих ситуаций в семье; борьба за лидерство в классе и т.д.).
Доступность материалов на электронных носителях в кабинете информатики, а также возможность постоянно пополнять содержимое папок (блоков) делают реальной помощь классным руководителям. Кроме того, некоторые психологические коррекционные и развивающие программы, не попавшие на школьный сайт, размещаются в методическом кабинете психолога в определенных папках или на специально оформленных информационных стендах.
Создание единого диагностического пространства на основной ступени обучения — один из методов сопровождения подростков и сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Так как до сих пор на уровне района не определен тот набор диагностик, который бы служил реальным показателем результативности воспитательного процесса в классном коллективе, мы исходили из того, что является наиболее значимым для учащихся данного возраста и меняется в связи с переходом на тот или иной уровень (класс). Кроме того, возлагая функции диагноста на классного руководителя, мы отобрали методики простые в обработке, небольшие по содержанию и экономные по времени (мы не включаем 9-ые классы, т.к. они относятся в нашей школе к ступени профильного обучения).
Таблица 2.
Класс |
Методики |
Кл. руководитель |
Психолог | ||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года | ||
5 |
1. Социометрия |
X |
|
|
|
2. Адаптация (серия методик) |
|
|
X |
| |
3. Уровень развития коллектива |
X |
|
|
| |
6 |
1. Опросник личностного роста |
|
X |
|
|
2. Социометрия |
|
X |
|
| |
3. Мотивы учения |
|
X |
|
| |
7 |
1. Диагностика предметных интересов |
X |
|
|
|
2. Самооценка личности |
X |
|
|
| |
3. Акцентуации характера |
X |
|
|
| |
8 |
1. Опросник личностного роста |
|
X |
|
|
2. Профессиональный выбор (серия методик) |
|
|
|
X |
Результаты диагностики учащихся и класса в целом заносятся в дневник классного руководителя, анализируются им и учитываются при составлении плана воспитательной работы с классом.
В подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности, поэтому целесообразным представляется использование помимо консультаций как основной формы взаимодействия психолога с классными руководителями в предложенной модели сопровождения активных форм работы психолога — тренингов или деловых игр, направленных на открытие детского мира с разных сторон и коррекцию своих представлений о нем (темы тренингов и игр: «Четыре стихии», «Открытие детского мира: детский мир учения», «Открытие детского мира: детский мир общения», «Я — воспитатель»).
Данные технологии сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями призваны были удовлетворить потребность классных руководителей в более глубоких психологических знаниях о личности подростков и формах работы с ними, а также способствовать формированию образа успешного классного руководителя.
Администрации школы было предложено при определении рейтинга классного руководителя учитывать:
самооценку классного руководителя (сколько раз воспользовался материалом рубрики «Психолог — классному руководителю»; насколько эффективны оказались занятия по развивающим и коррекционным программам;
внешнюю оценку степени удовлетворенности учащихся жизнью в классе (анкетирование детей, родителей);
анализ воспитательной программы класса и результативности её осуществления (внешний контроль администрации, психологической службы);
показатели класса и место («лицо») класса в школьном сообществе.
Программа сотрудничества педагога-психолога и классных руководителей основной ступени обучения принесла свои результаты:
Создан электронный банк психологических мероприятий для развития классного коллектива и отдельной личности в нем (более 50 разработок). Существует реальная перспектива его постоянного обновления.
В 8 классных коллективах из 17 (47%) улучшилась или осталась на прежнем благоприятном уровне степень удовлетворенности подростков жизнью в классе и в школе по сравнению с началом учебного года (5Б, 6Б, 6В, 6Г, 5В, 5А, 7А, 7Д классы) (данные получены в результате анкетирования по методике «Оценка степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива»). При этом на параллели 5-х классов изменился средний балл по 8 показателям в сторону его повышения (в среднем на 1, 1-1, 2 балла), а на параллели 6-х классов — по 10: младшие подростки стали лучше относиться к классным делам; проявлять большую активность; понимать классного руководителя; сотрудничать между классами; сильнее любить школу и учиться самоуправлению.
В общешкольном рейтинге по итогам 2006-2007 учебного года 10 классных руководителей основной ступени обучения (59%) находятся в первой двадцатке (из 50 учителей школы).
Данная программа сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями в рамках модели психологического сопровождения подростков была представлена на итоговой районной конференции РМО педагогов-психологов в прошлом учебном году.
Автор оставляет за собой право на дальнейшую апробацию модели в школьном пространстве (целесообразно проследить преемственность в выборе классными руководителями форм и методов воздействия на личность подростка и классный коллектив; подтвердить правильность отбора диагностических средств для показателей результативности воспитательной работы в классном коллективе основной ступени обучения).