ПСИХОЛОГ И КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Номинация: « Психолого-педагогическое

сопровождение образовательного процесса»

 

МОУ Юго-Камская  средняя  школа

Беляева Виктория Александровна,

педагог-психолог

 

Принятие  концепции воспитательной системы Пермского края, последние нововведения в образовании, связанные с изменениями  в старшей школе, попытки поднять статус классного руководителя, с одной стороны, ещё раз  подтверждают  главную роль учителя в школе, а, с другой стороны, заставляют более четко определить позицию психолога в школьном пространстве. На современном этапе наиболее  привлекательной моделью деятельности психолога выступает модель психологического сопровождения учащихся, потому что она осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Педагог (классный руководитель) становится соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого подростка и основным её реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и воспитания на конкретных учеников.

 

Вместе с тем, следует заметить, что изменения в работе классных руководителей происходят  медленно, что  объясняется  целым рядом причин: «старением» педагогического коллектива и, как следствие, некоторым консерватизмом в воспитательной деятельности; трудностями в принятии новых технологий  и технических средств;  предпочтением  популярной педагогической литературы в ущерб серьезной психологической, недостаточным пониманием значимости психологических знаний и т.д. В разрешении противоречия  между социальным заказом общества на компетентную личность и старыми педагогическими, не всегда эффективными, средствами  воздействия на неё видится нам актуальность заявленной проблемы. Личностно-ориентированное воспитание становится не мифом, если в его организацию вмешивается психолог.

 

Поэтому цель профессиональной деятельности педагога-психолога — оказать  психологическую поддержку  и помощь  классным руководителям II ступени обучения в условиях их взаимодействия с конкретным классным коллективом.

 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать обновлению воспитательной системы педколлектива на основной ступени в условиях модернизации образования.

  2. Расширить  технологический инструментарий классных руководителей  посредством   более активного использования психологических форм работы с конкретными подростками и с классным  коллективом.

  3. Формировать образ успешного классного руководителя как главной фигуры в воспитательном процессе школы.

Содержание совместной деятельности педагога-психолога и классных руководителей в 2006-2007 учебном году  выстраивалось в соответствии со следующими теоретическими положениями:

Таблица 1.

 

Временной период

 

Основные задачи

Тип взаимодействия кл. руководителя с классом

1. Адаптационный (первый месяц учебного года)

1. Формирование класса как команды.

2. Диагностика творческого и ролевого потенциала класса.

3. Создание условий для планирования уч-ся стратегии деятельности класса на учебный год.

единоличное управление педагога

 

 

 

 

 

 

2. Основной (со второго месяца учебного года до конца 3-й четверти).

1. Изменение режима взаимодействия  подростков(межгрупповое, межшкольное, межрайонное).

2. Поиск нестандартных, оригинальных форм работы.

3. Работа с внутригрупповыми конфликтами.

соуправление с переходом к самоуправлению

3. Заключительный период (4-я четверть).

1. Рефлексия полученного опыта.

2. Продумывание стратегических планов на следующий  учебный год.

самоуправление

 

На практике  материал для классных руководителей, подобранный психологом,  был сгруппирован  в два блока «Работа с коллективом» и «Работа с личностью». Первый блок составили разработки тренинговых занятий, психологических игр и практикумов из психологических источников, которые не всегда бывают доступны классным руководителям. Они были   соотнесены с основными периодами развития  коллектива и с решаемыми в эти периоды задачами. Это же касается и тем родительских собраний, техническая сторона которых претерпела  некоторые изменения — стали более разнообразными формы проведения собраний: устный журнал, родительский клуб, круглый стол-дискуссия, игра-викторина, вечер вопросов и ответов. Содержание второго блока — это своего рода «подсказки» классному руководителю на каждый день  в виде алгоритма (шагов)  в трудных ситуациях, возникающих с конкретными подростками. Темами «подсказок» выступают проблемы эмоциональной сферы личности, наиболее уязвимой в подростковом возрасте (например, экспресс-техники снятия  ситуативной агрессии, гонение на изгоев, переживание психотравмирующих ситуаций в семье; борьба за лидерство в классе и т.д.).

 

Доступность материалов на электронных носителях в кабинете информатики, а также возможность постоянно пополнять содержимое  папок (блоков) делают реальной помощь классным руководителям. Кроме того, некоторые психологические коррекционные и развивающие программы, не попавшие на школьный сайт,  размещаются в методическом кабинете психолога в определенных папках или на специально оформленных информационных стендах.

 

Создание единого диагностического пространства на основной ступени обучения — один из методов  сопровождения  подростков и сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Так как до сих пор на уровне района не определен тот набор диагностик, который бы служил реальным показателем результативности воспитательного процесса  в классном коллективе, мы исходили из того, что является наиболее значимым для учащихся данного возраста и меняется в связи с переходом на тот или иной уровень (класс). Кроме того, возлагая функции диагноста на классного руководителя, мы отобрали методики простые  в обработке, небольшие по содержанию и экономные по времени  (мы не включаем 9-ые классы, т.к. они относятся  в нашей школе к ступени профильного обучения).

 

Таблица 2.

Класс

Методики

Кл. руководитель

Психолог

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

5

1. Социометрия

 

 

 

 

2. Адаптация (серия методик)

 

 

X

 

3. Уровень развития коллектива

X

 

 

 

6

1. Опросник личностного роста

 

X

 

 

2. Социометрия

 

X

 

 

3. Мотивы учения

 

X

 

 

7

1. Диагностика предметных интересов

X

 

 

 

2. Самооценка личности

X

 

 

 

3. Акцентуации характера

X

 

 

 

8

1. Опросник личностного роста

 

X

 

 

2. Профессиональный выбор (серия методик)

 

 

 

      

Результаты диагностики учащихся и класса в целом заносятся в дневник классного руководителя, анализируются им и учитываются при составлении плана воспитательной работы с классом.

      

В подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности, поэтому целесообразным представляется использование помимо консультаций как основной формы взаимодействия психолога с классными руководителями в предложенной модели сопровождения  активных форм работы  психолога — тренингов или деловых игр, направленных на открытие  детского мира с разных сторон и коррекцию своих представлений о нем (темы тренингов и игр: «Четыре стихии», «Открытие детского мира: детский мир учения», «Открытие детского мира: детский мир общения», «Я — воспитатель»).

      

Данные технологии сотрудничества  педагога-психолога с классными руководителями  призваны были удовлетворить потребность классных руководителей в более глубоких психологических знаниях о личности подростков и формах  работы с ними, а также  способствовать  формированию образа успешного классного руководителя.

      

Администрации школы было предложено  при определении рейтинга классного руководителя учитывать:

Программа сотрудничества педагога-психолога и классных руководителей основной ступени обучения принесла  свои  результаты:

  1. Создан электронный банк психологических мероприятий для развития классного коллектива и отдельной личности в нем (более 50 разработок). Существует реальная перспектива  его постоянного обновления.

  2. В  8 классных коллективах из 17 (47%)  улучшилась или осталась на прежнем благоприятном уровне степень удовлетворенности подростков   жизнью  в классе и в школе по сравнению с началом учебного года (5Б, 6Б, 6В, 6Г, 5В, 5А, 7А, 7Д классы) (данные получены в результате анкетирования по методике «Оценка степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива»). При этом  на параллели 5-х классов изменился средний балл по 8 показателям в  сторону его повышения (в среднем на 1, 1-1, 2 балла), а на параллели 6-х классов — по 10: младшие подростки стали лучше относиться к классным делам; проявлять большую активность; понимать классного руководителя; сотрудничать между классами; сильнее любить школу и учиться самоуправлению.

  3. В общешкольном рейтинге  по итогам  2006-2007 учебного года 10 классных руководителей основной ступени обучения (59%)  находятся в первой  двадцатке (из 50 учителей школы).

Данная программа сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями в рамках модели психологического сопровождения подростков была представлена на итоговой районной конференции РМО педагогов-психологов в прошлом учебном году.

 

Автор оставляет за собой право на дальнейшую апробацию модели в школьном пространстве (целесообразно проследить преемственность в выборе  классными руководителями форм и методов воздействия на личность подростка и классный коллектив; подтвердить правильность отбора  диагностических средств  для  показателей результативности воспитательной работы  в  классном коллективе основной ступени обучения).