ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
Цель: оказание неотложной помощи ребенку в кризисном состоянии, восстановление чувства безопасности; развитие адаптивных механизмов; обнаружение внутренних ресурсов развития подростков.
Участники: подростки, находящиеся в кризисных состояниях, связанных с распадом семьи, резким изменением условий жизни, личной трагедией, пережитым насилием, социальной или природной катастрофой.
Подсказка 1: справьтесь со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без этого вряд ли Вы сможете помочь детям.
Подсказка 2: окажите неотложную моральную и эмоциональную поддержку. Необходимо восстановить чувство безопасности и доверия, помочь ребенку развить навыки совладания. Дайте возможность ребенку говорить, но не принуждайте — иногда важно просто быть рядом.
Подсказка 3: помогите родителям ребенка. Расскажите родителям о возможных реакциях на трагическое событие, о путях помощи ребенку.
Подсказка 4: основные методы работы — разговорные, рисуночные, игровые.
Подсказка 5: учитывайте индивидуальные и возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию
Возможные возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию
Подростковый возраст | |
Симптомы |
Помощь |
Взгляд со стороны, стыд, вина, страх |
Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств |
Соматические жалобы |
Помочь рассказать о телесных ощущениях в момент кризиса, снять мышечное напряжение, способствовать восстановлению дыхания, научить релаксации |
Тревожное осмысление своих страхов, страх казаться ненормальным |
Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх — признак взрослости |
Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, наркотиками, конфликтное поведение) |
Помощь в понимании того, что такое поведение — попытка блокировать свои реакции |
Резкие изменения в межличностных отношениях |
Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей |
Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями |
Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния |
Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности |
Связать изменения установок с влиянием травмы |