ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

 

Цель: оказание неотложной помощи  ребенку в кризисном состоянии, восстановление чувства безопасности; развитие адаптивных механизмов;  обнаружение  внутренних ресурсов развития подростков.

 

Участники: подростки, находящиеся в кризисных состояниях, связанных с распадом семьи, резким изменением условий жизни, личной трагедией,  пережитым насилием, социальной или природной катастрофой.

 

Подсказка 1: справьтесь со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами  беспомощности, страха, гнева. Без этого вряд ли Вы сможете помочь детям.

 

Подсказка 2: окажите неотложную моральную и эмоциональную поддержку. Необходимо восстановить чувство безопасности и доверия, помочь ребенку развить навыки совладания. Дайте возможность ребенку говорить, но не принуждайте —  иногда важно просто быть рядом.

 

Подсказка 3: помогите родителям ребенка. Расскажите родителям о возможных реакциях на трагическое событие, о путях помощи  ребенку.

 

Подсказка 4: основные методы работы — разговорные, рисуночные, игровые.

 

Подсказка 5: учитывайте индивидуальные и возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию

 

Возможные возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию

 

Подростковый возраст

Симптомы

Помощь

Взгляд со стороны, стыд, вина, страх

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств

Соматические жалобы

Помочь рассказать о телесных ощущениях в момент кризиса, снять мышечное напряжение, способствовать восстановлению дыхания, научить релаксации

Тревожное осмысление своих страхов, страх казаться ненормальным

Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх — признак взрослости

Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, наркотиками, конфликтное поведение)

Помощь в понимании того, что такое поведение — попытка блокировать свои реакции

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками      и семьей

Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями

Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния

Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности

Связать изменения установок с влиянием травмы