муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение "Юго-Камская средняя школа" 

Классному руководителю

 

 

ПСИХОЛОГ И КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Номинация: « Психолого-педагогическое

сопровождение образовательного процесса»

 

МОУ Юго-Камская  средняя  школа

Беляева Виктория Александровна,

педагог-психолог

 

Принятие  концепции воспитательной системы Пермского края, последние нововведения в образовании, связанные с изменениями  в старшей школе, попытки поднять статус классного руководителя, с одной стороны, ещё раз  подтверждают  главную роль учителя в школе, а, с другой стороны, заставляют более четко определить позицию психолога в школьном пространстве. На современном этапе наиболее  привлекательной моделью деятельности психолога выступает модель психологического сопровождения учащихся, потому что она осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Педагог (классный руководитель) становится соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого подростка и основным её реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и воспитания на конкретных учеников.

 

Вместе с тем, следует заметить, что изменения в работе классных руководителей происходят  медленно, что  объясняется  целым рядом причин: «старением» педагогического коллектива и, как следствие, некоторым консерватизмом в воспитательной деятельности; трудностями в принятии новых технологий  и технических средств;  предпочтением  популярной педагогической литературы в ущерб серьезной психологической, недостаточным пониманием значимости психологических знаний и т.д. В разрешении противоречия  между социальным заказом общества на компетентную личность и старыми педагогическими, не всегда эффективными, средствами  воздействия на неё видится нам актуальность заявленной проблемы. Личностно-ориентированное воспитание становится не мифом, если в его организацию вмешивается психолог.

 

Поэтому цель профессиональной деятельности педагога-психолога — оказать  психологическую поддержку  и помощь  классным руководителям II ступени обучения в условиях их взаимодействия с конкретным классным коллективом.

 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать обновлению воспитательной системы педколлектива на основной ступени в условиях модернизации образования.

  2. Расширить  технологический инструментарий классных руководителей  посредством   более активного использования психологических форм работы с конкретными подростками и с классным  коллективом.

  3. Формировать образ успешного классного руководителя как главной фигуры в воспитательном процессе школы.

Содержание совместной деятельности педагога-психолога и классных руководителей в 2006-2007 учебном году  выстраивалось в соответствии со следующими теоретическими положениями:

  • согласно  Концепции воспитательной системы Пермского края воспитательное пространство школы и каждого отдельно взятого  классного коллектива должно быть наполнено  событиями, имеющими целевую направленность и представляющими ценность для учащихся. События (дела, мероприятия, встречи) должны быть выстроены логично, последовательно, в соответствии с временными промежутками, а также связаны с определенной диагностикой учащихся и теми задачами, которые решает класс (параллель, школа в целом);

  • в современных условиях внутренней оптимизации школы (укрупнение классов, «мягкая»  профилизация в 9-х классах) идеи великого педагога А.С. Макаренко о влиянии коллектива на личность приобретают новое звучание. Класс как коллектив с общими целями и хорошими межличностными отношениями становится средством становления  личности.  И хотя каждый класс развивается уникально, есть некоторые закономерности, которые влияют  на  ход его  развития и задают его направление:

Таблица 1.

 

Временной период

 

Основные задачи

Тип взаимодействия кл. руководителя с классом

1. Адаптационный (первый месяц учебного года)

1. Формирование класса как команды.

2. Диагностика творческого и ролевого потенциала класса.

3. Создание условий для планирования уч-ся стратегии деятельности класса на учебный год.

единоличное управление педагога

 

 

 

 

 

 

2. Основной (со второго месяца учебного года до конца 3-й четверти).

1. Изменение режима взаимодействия  подростков(межгрупповое, межшкольное, межрайонное).

2. Поиск нестандартных, оригинальных форм работы.

3. Работа с внутригрупповыми конфликтами.

соуправление с переходом к самоуправлению

3. Заключительный период (4-я четверть).

1. Рефлексия полученного опыта.

2. Продумывание стратегических планов на следующий  учебный год.

самоуправление

 

  • воспитательные мероприятия и занятия  психологического характера, предлагаемые классным руководителям, должны соответствовать основным методам и технологиям личностно-ориентированного подхода в воспитании: диалоговым, игровым, рефлексивным, диагностическим,  методу создания ситуации выбора и успеха. Именно эти методы  педагогической деятельности  соотносятся с возрастными особенностями  подростков и отвечают их потребностям.

На практике  материал для классных руководителей, подобранный психологом,  был сгруппирован  в два блока «Работа с коллективом» и «Работа с личностью». Первый блок составили разработки тренинговых занятий, психологических игр и практикумов из психологических источников, которые не всегда бывают доступны классным руководителям. Они были   соотнесены с основными периодами развития  коллектива и с решаемыми в эти периоды задачами. Это же касается и тем родительских собраний, техническая сторона которых претерпела  некоторые изменения — стали более разнообразными формы проведения собраний: устный журнал, родительский клуб, круглый стол-дискуссия, игра-викторина, вечер вопросов и ответов. Содержание второго блока — это своего рода «подсказки» классному руководителю на каждый день  в виде алгоритма (шагов)  в трудных ситуациях, возникающих с конкретными подростками. Темами «подсказок» выступают проблемы эмоциональной сферы личности, наиболее уязвимой в подростковом возрасте (например, экспресс-техники снятия  ситуативной агрессии, гонение на изгоев, переживание психотравмирующих ситуаций в семье; борьба за лидерство в классе и т.д.).

 

Доступность материалов на электронных носителях в кабинете информатики, а также возможность постоянно пополнять содержимое  папок (блоков) делают реальной помощь классным руководителям. Кроме того, некоторые психологические коррекционные и развивающие программы, не попавшие на школьный сайт,  размещаются в методическом кабинете психолога в определенных папках или на специально оформленных информационных стендах.

 

Создание единого диагностического пространства на основной ступени обучения — один из методов  сопровождения  подростков и сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Так как до сих пор на уровне района не определен тот набор диагностик, который бы служил реальным показателем результативности воспитательного процесса  в классном коллективе, мы исходили из того, что является наиболее значимым для учащихся данного возраста и меняется в связи с переходом на тот или иной уровень (класс). Кроме того, возлагая функции диагноста на классного руководителя, мы отобрали методики простые  в обработке, небольшие по содержанию и экономные по времени  (мы не включаем 9-ые классы, т.к. они относятся  в нашей школе к ступени профильного обучения).

 

Таблица 2.

Класс

Методики

Кл. руководитель

Психолог

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

5

1. Социометрия

 

 

 

 

2. Адаптация (серия методик)

 

 

X

 

3. Уровень развития коллектива

X

 

 

 

6

1. Опросник личностного роста

 

X

 

 

2. Социометрия

 

X

 

 

3. Мотивы учения

 

X

 

 

7

1. Диагностика предметных интересов

X

 

 

 

2. Самооценка личности

X

 

 

 

3. Акцентуации характера

X

 

 

 

8

1. Опросник личностного роста

 

X

 

 

2. Профессиональный выбор (серия методик)

 

 

 

      

Результаты диагностики учащихся и класса в целом заносятся в дневник классного руководителя, анализируются им и учитываются при составлении плана воспитательной работы с классом.

      

В подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности, поэтому целесообразным представляется использование помимо консультаций как основной формы взаимодействия психолога с классными руководителями в предложенной модели сопровождения  активных форм работы  психолога — тренингов или деловых игр, направленных на открытие  детского мира с разных сторон и коррекцию своих представлений о нем (темы тренингов и игр: «Четыре стихии», «Открытие детского мира: детский мир учения», «Открытие детского мира: детский мир общения», «Я — воспитатель»).

      

Данные технологии сотрудничества  педагога-психолога с классными руководителями  призваны были удовлетворить потребность классных руководителей в более глубоких психологических знаниях о личности подростков и формах  работы с ними, а также  способствовать  формированию образа успешного классного руководителя.

      

Администрации школы было предложено  при определении рейтинга классного руководителя учитывать:

  • самооценку классного руководителя (сколько раз воспользовался  материалом рубрики «Психолог — классному руководителю»; насколько эффективны оказались занятия по развивающим и коррекционным программам;

  • внешнюю оценку степени удовлетворенности учащихся жизнью в классе (анкетирование детей, родителей);

  • анализ воспитательной программы класса и результативности её осуществления (внешний контроль администрации, психологической      службы);

  • показатели класса и место («лицо») класса в школьном сообществе.

Программа сотрудничества педагога-психолога и классных руководителей основной ступени обучения принесла  свои  результаты:

  1. Создан электронный банк психологических мероприятий для развития классного коллектива и отдельной личности в нем (более 50 разработок). Существует реальная перспектива  его постоянного обновления.

  2. В  8 классных коллективах из 17 (47%)  улучшилась или осталась на прежнем благоприятном уровне степень удовлетворенности подростков   жизнью  в классе и в школе по сравнению с началом учебного года (5Б, 6Б, 6В, 6Г, 5В, 5А, 7А, 7Д классы) (данные получены в результате анкетирования по методике «Оценка степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива»). При этом  на параллели 5-х классов изменился средний балл по 8 показателям в  сторону его повышения (в среднем на 1, 1-1, 2 балла), а на параллели 6-х классов — по 10: младшие подростки стали лучше относиться к классным делам; проявлять большую активность; понимать классного руководителя; сотрудничать между классами; сильнее любить школу и учиться самоуправлению.

  3. В общешкольном рейтинге  по итогам  2006-2007 учебного года 10 классных руководителей основной ступени обучения (59%)  находятся в первой  двадцатке (из 50 учителей школы).

Данная программа сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями в рамках модели психологического сопровождения подростков была представлена на итоговой районной конференции РМО педагогов-психологов в прошлом учебном году.

 

Автор оставляет за собой право на дальнейшую апробацию модели в школьном пространстве (целесообразно проследить преемственность в выборе  классными руководителями форм и методов воздействия на личность подростка и классный коллектив; подтвердить правильность отбора  диагностических средств  для  показателей результативности воспитательной работы  в  классном коллективе основной ступени обучения).

 

Дата последнего обновления страницы 27.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Загружается...
 
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения
Загружается...
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения