ПРОГРАММА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Цель: снижение чувства тревоги, напряжения, неуверенности, замкнутости у учащихся для обеспечения безопасного общения в школьном коллективе.
Участники: неуверенные дети, застенчивые и не по возрасту скромные; боязливые; не умеющие воспринимать критику; с авторитарным стилем воспитания в семье.
Подсказка 1: проверьте свои предположения относительно ребенка с помощью теста тревожности (Филлипса или Прихожан)
Подсказка 2: правила работы с тревожными детьми
-
избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
-
не сравнивайте ребенка с окружающими;
-
чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
-
старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
-
не предъявляйте ребенку завышенных требований;
-
доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
-
демонстрируйте примеры уверенного поведения;
-
используйте наказания лишь в крайнем случае;
-
помогите ему определиться со своими интересами и найти дело по душе, где бы он не чувствовал себя ущемленным.
Подсказка 3: приемы работы с тревожными детьми.
- Повышение самооценки ребенка: систематически сообщать о достижениях ребенка родителям; учить анализировать свои успехи (например, понедельно), воспитывая таким образом у ребенка положительное самовосприятие и адекватную самооценку.
- Обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях: разбор примеров из литературы, ролевые игры, озвучивание и обсуждение своих страхов и тревог со взрослыми или сверстниками.
- Снятие мышечного напряжения: упражнения на дыхание, напряжение – расслабление.
Подсказка 4: работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время. Запаситесь терпением и Вы будете вознаграждены результатом! Если Вы не получили ожидаемого результата, обратитесь к педагогу-психологу.